Нарвосток: Schokk-вагабунд, его Голод и Лёд

Увы, в некоторых вопросах я очень тривиален. Как и для большинства слушателей, знакомство с исполнителем Schokk началось для меня с треков «То густо, то пусто» и «Жук в муравейнике», записанных им вместе с Оксимироном в светлые времена лейбла Vagabund. И манера подачи у этих двух исполнителей была кардинально разная, если Мирон был эдаким психопатом-романтиком, Schokk звучал скорее как злой уличный пёс, побывавший в уйме передряг. И этот контраст определённо подкупал, именно благодаря ему тот же «Жук» вызывает такую разнообразную гамму эмоций.

Учитывая насколько я далёк от рэп-культуры и их разборок — опущу здесь некоторые подробности жизнеописания, объединений и расставаний, распада Vagabund и прочих классических конфликтов. Все статистические подробности, если будет интересно, вы найдёте на Вики, я упомяну лишь самое основное. В 15 лет тогда ещё Дмитрий Хинтер с семьёй переехал в Германию. Там он в 2007-м познакомился с рэпером Czar. Тот послушал его треки, оценил и предложил записать совместный трек. После этого музыкальная история Schokk’a набрала обороты — лейблы, концерты, баттлы и бифы. Кроме сольной карьеры выступал в составе группы Kellerkommando в роли главного рэп-вокалиста. В 2009-м он знакомится с Oxxxymiron’ом — они быстро находят общий язык и часто дают совместные концерты. Потом из этой дружбы вырос лейбл Vagabund, но в 2011-м закончилась и эта история.

Нарвосток: Schokk-вагабунд, его Голод и Лёд

Далее Дмитрий разделяет своё творчества на два фронта: Schokk и YA. Последний был «шагом в сторону» от постоянных бифов и нападок на рэп-коллег, попыткой начать творить «с чистого листа». Снова концерты, фиты, бурная музыкальная жизнь. В 2013-м Schokk подписывает контракт с лейблом Phlatline, артистом которого он является и по сей день. В том же году он презентует три микстейпа от лица трёх своих «альтер-эго» — YA, Schokk и Chabo. Спустя два года выходит первый на этом лейбле студийный альбом Schokk’a — «Xynd» (стилизация под hund, «пёс»), который аудитория встречает очень бурными эмоциями.

И вот мы подошли к моменту в истории музыканта, который и подтолкнул меня к написанию этого текста. В конце 2016-го на медиаплощадках появляется новый альбом Schokk’a — «Голод, часть 1». В феврале 2017-го выходит deluxe-версия этого альбома, содержащая на 4 трека больше. А уже в июле появляется и продолжение, «Лёд, часть 2». И это ещё не всё — в этом году нам обещают и «Куш, часть 3». И что характерно, как и в случае с «тройным» микстейпом — здесь атмосфера тоже существенно отличается от альбома к альбому.

Я наткнулся на эту череду альбомов почти случайно — долгое время о Schokk’e ничего не было слышно, и я не особо мониторил его деятельность. Но наткнувшись где-то в сети на упоминание альбома «Голод» я решил ознакомиться, и был очень им удивлён и вдохновлён. Не могу сказать, что эта работа нравится мне целиком и полностью; не могу также сказать и что в ней есть какое-то «новое слово в русскоязычном рэпе», нет. Однако в нём очень много композиций, буквально сжимающих когтями душу, а я среди прочего очень ценю это в музыке в целом и в рэпе в частности — на мой взгляд рэпу, как жанру, очень «идёт» это ощущение. Очень органично оно ощущается в такой музыкальной подаче.

Первые две части этого рэп-триптиха очень цепляют чем-то почти неуловимым. Здесь есть и те традиционные для рэпа темы про хайп, бабло и гэнгста, так и более привычные року почти философские рассуждения, образы, мысли. В некотором смысле Schokk своим современным творчеством напоминает эдакого Бледного (25/17), только в «западной» версии. Вместо суровых 90-х (которые, кстати, Schokk тоже очень ярко отхватил — проблемы с законом у рэп-артиста возникали не раз и не два) здесь евро-разборки «на стиле», вместо России с падиками и гопниками — Германия с клубами и бандюганами. Однако находится место и очень русской, знакомой многим из нас, тоске по ушедшей эпохе.

Нас учил сражаться Д’Артаньян-Боярский
Вас учат бояться ваши герои в масках
Мы выросли скромно, но с героями Джека Лондона
Вас кормят покемонами клоуны, как Коля Басков
Ваши иконы – бренды, типа Palace или Supreme
Наши – Высоцкий, «Кино», Сплин, но умер Цой и эпоха с ним
Schokk — «Понедельник»

 

Это творчество человека, казалось бы, встретившего взрослую жизнь в совершенно иных реалиях, однако не потерявшего своеобразные краски нашего менталитета. Он читает рэп не о какой-то другой жизни — это всё очень знакомое, пусть и с поправками на геолокацию и «до нас всё доходит с опозданием на несколько лет». Да, есть образы и мысли, всё же, пока не слишком нам близкие. Но есть те, что отзываются внутри очень сильно. И это странно-приятно слышать и слушать. Иногда больно, но всё же приятно.

....................................